суббота, 18 июля 2020 г.

Открытие рейсов и будущее авиарынка, налоговый маневр не для всех, история профсоюза курьеров Delivery Club




Россия готовится открыть международное сообщение: куда мы сможем полететь и как изменится авиарынок после пандемии
 
 
Итоги недели
 

 
Россия готовится открыть международное сообщение: куда мы сможем полететь и как изменится авиарынок после пандемии
 
По всем признакам, от сообщений иностранных авиакомпаний до заявлений российских чиновников, до возобновления международного авиасообщения в России остаются считанные дни. Но после выхода из кризиса российский авиарынок может измениться до неузнаваемости — и речь не только о масках и социальной дистанции в самолетах. Уже через несколько лет «Аэрофлот» и его дочерние компании могут занять три четверти рынка, большинству частных компаний придется с него уйти, а крупнейшим российским авиаперевозчиком станет лоукостер «Победа», узнали мы на этой неделе.
 
Что с международными полетами
Официальной информации о возобновлении регулярных международных рейсов, запрещенных с марта, становится больше с каждым днем.
 
10 июля вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что Россия начинает вести переговоры с другими странами о возобновлении полетов. Она назвала даже четкие критерии: полеты можно разрешить в страны, где заболеваемость COVID-19 не превышает 40 человек на 100 тысяч, среднесуточный прирост новых случаев — 1%, а коэффициент распространения — 1. За возобновление авиасообщения «с ограничениями» высказался 17 июля министр здравоохранения Михаил Мурашко.
Роспотребнадзор составил список из 13 таких стран, в него включены девять стран ЕС, Китай, Вьетнам, Монголия и Шри-Ланка. В страны ЕС прилетевших из России, правда, пока не пускают. Список стран, въезд из которых в Европу разрешен, пересматривается раз в две недели.
15 июля РИА «Новости» и турецкое агентство Anadolu сообщили, что Россия и Турция ведут переговоры о возобновлении авиасообщения, эту тему на телефонных переговорах обсуждали Владимир Путин и Реджеп Эрдоган.
Признаком подготовки возобновления полетов стала и отмена 14-дневной изоляции для прибывающих в Россию — она коснется только прибывающих в Россию регулярными рейсами с теми странами, с которыми будет возобновлено авиасообщение, говорится в сообщении Роспотребнадзора. Для людей, прибывающих вывозными рейсами (а это сейчас единственный способ попасть в Россию по воздуху), обязательная изоляция на 14 дней сохраняется.
Одной из самых важных новостей для россиян станет открытие границ с Белоруссией — попав в Минск, оттуда можно улететь куда угодно. 14 июля белорусский премьер Роман Головченко после встречи с Михаилом Мишустиным заявил, что Россия готова возобновить транспортное сообщение между странами «в ближайшие дни», но точной даты не назвал. Но обходные пути для желающих попасть за границу через Белоруссию есть и сейчас. Из России можно легально выехать на лечение. Туроператоры предлагают забронировать номер в белорусском санатории с медицинской лицензией и, доехав до Минска, улететь, например, в Хургаду.
 
Возобновление авиасообщения с отдельными странами (прежде всего с Белоруссией) упростит россиянам путешествия за рубеж, но решит далеко не все проблемы. Например, в страны ЕС из России попасть сейчас нельзя — и это не изменится до тех пор, пока нашу страну не включат в «белые списки». Но запрет касается именно прилетающих из России, а не российских граждан. Это значит, что в Европу можно попасть, например, через Великобританию, куда россиянин может попасть с туристической визой хоть сегодня — были бы рейсы. По туристической визе гражданин России также может въехать в США.

The Bell составил подробную инструкцию о том, как и куда вы можете улететь и въехать прямо сейчас. При этом мы призываем помнить: COVID-19 не исчез, а во многих странах, в частности в США, число новых заражений вновь растет пугающими темпами.
 
Летайте самолетами «Победы»
Международное авиасообщение рано или поздно восстановится, а границы откроются. Но летать мы будем уже по-другому. Российский авиарынок после пандемии ждут коренные изменения, и главным их двигателем будет «Аэрофлот», который решил использовать нынешний кризис для того, чтобы зацементировать свое доминирующее положение и убрать с рынка конкурентов.

Во вторник гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на встрече c премьером Михаилом Мишустиным представил новую стратегию развития до 2028 года, которую можно смело назвать революционной.
 
Савельев предложил передать все среднемагистральные (а значит, самые массовые) направления «Аэрофлота» дочернему лоукостеру «Победа». После реформы флот каждой из авиакомпаний будет составлять по 170 самолетов (сейчас у «Аэрофлота» — 246, у «Победы» — 30). К 2028 году «Аэрофлот» должен  перевозить 35–40 млн пассажиров, «Победа» — 55–65 млн. Это сделает «Победу» крупнейшим российским авиаперевозчиком.
Третья большая авиакомпания группы, «Россия», должна сосредоточиться на социальных перевозках (в частности, с «плоскими тарифами» — как сейчас на Дальний Восток) и переориентироваться на отечественную технику. Оба этих фактора сделают «Россию» планово убыточной, а «Аэрофлоту» помогут улучшить показатели, проседающие в том числе из-за ненадежности Sukhoi Superjet.
За счет перевода большинства направлений на «Победу» Савельев обещает снизить цены на билеты в экономклассе на 30%.
В середине 2010-х, после банкротства «Трансаэро» и запуска «Победы», доля рынка «Аэрофлота» и его дочерних компаний быстро росла. С 2014 по 2017 год она увеличилась с 37% до 48%, но с тех пор расти перестала — в 2019 году она составила 47,3%. К 2028 году, если исходить из новой стратегии «Аэрофлота» и прогнозов восстановления рынка, Савельев рассчитывает довести ее до 75%.
Реализация новой стратегии начнется уже в ближайшее время: по данным «Ведомостей», уже в 2021 году «Аэрофлот» начнет передачу «Победе» 50 своих самолетов Boeing 737-800.
 
Проще говоря, «Аэрофлот» рассчитывает отобрать у конкурентов половину оставшейся у них доли рынка за счет жесткой ценовой войны. Несмотря на понесенные в кризис убытки, «Аэрофлот» сможет себе это позволить: он будет главным получателем многомиллиардной господдержки. На встрече с Савельевым Михаил Мишустин сказал, что правительство уже одобрило компании пятилетние госгарантии по кредитам на 70 млрд рублей. В июне Reuters также сообщал о планах правительства влить в «Аэрофлот» 80 млрд рублей через допэмиссию, которую выкупят Росимущество, ВТБ и РФПИ. Какова судьба этой идеи и являются ли выданные правительством госгарантии его заменой или дополнением, пока не известно.

Для других российских авиакомпаний это — очень плохие новости. Им будет трудно выжить и без ценовой войны: даже докризисный 2019 год авиаперевозчики закончили с общим операционным убытком 40 млрд рублей, а от 2020 года ожидают 350 млрд рублей убытков. Получать доходы авиакомпании, по самым оптимистичным оценкам, начнут не ранее весенне-летнего сезона 2021-го, цитирует авторитетный отраслевой журнал «Авиатранспортное обозрение» недавнее заседание авиационной подкомиссии РСПП. Но на чистую прибыль по итогам 2021 года никто не рассчитывает — а ведь авиакомпаниям придется отдавать отсроченные в этом году долги по кредитам и налогам.

Все это означает, что во второй половине 2020-го — 2021 году мы почти неизбежно увидим остановку и банкротство части крупных авиакомпаний. В мае рейтинговое агентство НРА отнесло к группе высокого риска авиакомпании с высокой долговой нагрузкой («Ютэйр») и чартерных перевозчиков (iFly, Royal Flight, Azur air и Nordwind). Крупнейший перевозчик в следующей группе «умеренного риска» — «Уральские авиалинии».
 
Что мне с этого?
В краткосрочной перспективе пассажиры получат более дешевые билеты (впрочем, с сервисом «Победы» вместо сервиса «Аэрофлота»). В среднесрочной — супермонополиста на рынке авиаперевозок, который получит неограниченную возможность устанавливать свои правила.
 
ДЕЛО ИВАНА САФРОНОВА 
 
Гражданин Чехии, апелляция и ноль информации
Мосгорсуд на этой неделе оставил в СИЗО журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, который обвиняется в госизмене. Заседание, как и в прошлый раз, проходило в закрытом режиме. Не помогли ни многочисленные видео журналистов, культурных деятелей и политиков в поддержку Сафронова, ни представленные в суд поручительства главных редакторов и медиаменеджеров.

Информации о сути обвинений, предъявленных Сафронову, так и не появилось. По первоначальной версии следствия, в 2012 году спецкора «Коммерсанта» завербовал сотрудник спецслужб Чехии, а в 2017 году Сафронов передал чешскому разведчику некие секретные данные о российской оборонной промышленности.

Издание «Проект» обнаружило в соцсетях Сафронова только одного гражданина Чехии, знакомства с которым Иван не скрывал. Это глава НКО «Центр анализа и предотвращения угроз» (Centrum pro bezpečnostní analýzy a prevenci, CBAP) Мартин Лариш. Версию подхватили государственные СМИ — то, что Лариш собирает информацию об оборонке и космических технологиях, говорилось в сюжете телеканала «Россия 1», а накануне ТАСС со ссылкой на источник в разведывательном сообществе заявило, что Лариш — кадровый сотрудник чешских спецслужб.

Сам Лариш в письме Русской службе Би-би-си заявил, что к разведке отношения не имеет, с Сафроновым дружил, но никаких секретов тот ему не выдавал: «Я сам как эксперт в Чехии доступа к никаким секретным материалам не имею и никакое государственное ведомство мне их попросту не выдаст. Это полный абсурд»,— заявил он. Один из адвокатов Сафронова Иван Павлов рассказал, что имя Лариша не фигурирует в материалах дела, которые видели адвокаты.

Массовые акции в поддержку Сафронова продолжают пресекать — 13 июля около СИЗО «Лефортово» полиция пачками задерживала журналистов в футболках с принтами про Ивана Сафронова, точно так же, как ранее участников одиночных пикетов с плакатами в поддержку журналиста.

По мотивам дела Сафронова политик Алексей Навальный и журналисты во главе с Иваном Голуновым в соцсетях всю неделю спорят о том, кто из них лучше делает свою работу, но это только уводит дискуссию в сторону от более важной проблемы — закрытость процесса не позволяет рассчитывать на беспристрастное рассмотрение дела. При всех проблемах российского правосудия «шпионские» статьи — отдельная тема. Чаще всего в таких делах фигурируют силовики — но они составляют всего половину осужденных. Но сроки за госизмену, шпионаж и разглашение гостайны получают и ученые, и любители «танчиков» с военных интернет-форумов, и просто случайные люди. При этом кто из осужденных и в самом деле сознательно сотрудничал с зарубежными разведками, с уверенностью сказать невозможно почти никогда. Подробно о том, как в России судят за госизмену, мы рассказываем здесь.
 
ПАРТНЕРЫ THE BELL
 
Облачная перспектива
Чтобы быть успешным, бизнес сейчас должен быстро проверять гипотезы и отбрасывать нежизнеспособные решения — иначе можно не угнаться за потребностями клиентов. Для этого нужны скорость, гибкость и умение экономить — аренда вместо покупки, специалисты на аутсорсе вместо дорогостоящих сотрудников в штате. Помочь бизнесу могут облачные технологии — это та же sharing economy. Аренда вместо покупки дорогостоящего оборудования, параметры которого нужно рассчитать на годы вперед, защита данных пользователей, бесперебойная работа — вместе с руководителем направления облачных продуктов «МегаФона» Алексеем Извековым рассказываем, как облачные продукты меняют жизнь и бизнес.
 
ИСТОРИИ
 
«Весь хайп бедным»
Рано или поздно это должно было случиться: курьеры Delivery Club объединились в профсоюз, провели митинг и объявили забастовку. Причиной стала невыплата зарплат на 9 млн рублей, а ее виновником — логистический подрядчик Delivery Club, в котором оформлены курьеры. В акции приняли участие всего несколько десятков человек, но сама перспектива забастовки испугала сервисы доставки еды. Не зря: движение курьеров за справедливые условия труда возглавили профессиональный левый активист и курьер со знакомствами среди бывших «Наших». The Bell выяснил, как появилось движение курьеров, кто его возглавил и зачем.
 
ЭКСКЛЮЗИВ 
 
Маневр не для всех
Крупнейшие IT-компании не попадут под снижение налогов, обещанное Владимиром Путиным, выяснила на этой неделе автор технорассылки и Telegram-канала The Bell Tech Валерия Позычанюк.
 
До сих пор налоговые маневры в России проводились разве что в стратегической нефтяной отрасли. Но незадолго до голосования по поправкам в Конституцию Владимир Путин объявил, что маневр ждет и IT-сектор. Главная его задача — сделать так, чтобы IT-компании снизили «мобильность» и перестали уезжать за рубеж. Маневр предусматривает, что ставку страховых взносов для компаний IT-сферы снизят с 14% до 7,6%, а налог на прибыль — с 20% до 3%.
 
Но претендовать на эти льготы смогут далеко не все. Чтобы пользоваться ими, бизнес должен соответствовать трем условиям:
 
получить аккредитацию в Минкомсвязи как IT-компания,
зарабатывать не меньше 90% выручки на продаже софта,
иметь в штате не меньше семи человек.
 
На тех, кто зарабатывает на рекламе или продаже товаров в интернете, маневр распространяться не будет. Это значит, что под налоговый маневр не попадут крупнейшие компании IT-сектора, включая «Яндекс», Mail.Ru, которые большую часть выручки зарабатывают не на продаже ПО, а на рекламе, ритейлеры вроде Ozon, которые зарабатывают на продаже товаров в интернете, и многие другие сервисы.

Хоть и без крупнейших IT-компаний налоговый маневр станет еще одним тестом на доверие бизнеса и государства в масштабах целой отрасли. Фанат IT Михаил Мишустин обещает поддерживать ее и во многих других вопросах, при условии, что эта поддержка будет использоваться по назначению. Получится ли построить образцовый инвестклимат в отдельно взятой отрасли — узнаем со временем. 
 

 

The Bell © 2020, Все права защищены.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как привести финансы в порядок после пандемии

Как привести финансы в порядок после пандемии        Большинство людей считают, что пандемия COVID-19 закончена. Иэтот период многому нас на...