| | | | Итоги недели | | | | Россия готовится открыть международное сообщение: куда мы сможем полететь и как изменится авиарынок после пандемии | | По всем признакам, от сообщений иностранных авиакомпаний до заявлений российских чиновников, до возобновления международного авиасообщения в России остаются считанные дни. Но после выхода из кризиса российский авиарынок может измениться до неузнаваемости — и речь не только о масках и социальной дистанции в самолетах. Уже через несколько лет «Аэрофлот» и его дочерние компании могут занять три четверти рынка, большинству частных компаний придется с него уйти, а крупнейшим российским авиаперевозчиком станет лоукостер «Победа», узнали мы на этой неделе. | | Что с международными полетами Официальной информации о возобновлении регулярных международных рейсов, запрещенных с марта, становится больше с каждым днем. | | | 10 июля вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что Россия начинает вести переговоры с другими странами о возобновлении полетов. Она назвала даже четкие критерии: полеты можно разрешить в страны, где заболеваемость COVID-19 не превышает 40 человек на 100 тысяч, среднесуточный прирост новых случаев — 1%, а коэффициент распространения — 1. За возобновление авиасообщения «с ограничениями» высказался 17 июля министр здравоохранения Михаил Мурашко. | | | Роспотребнадзор составил список из 13 таких стран, в него включены девять стран ЕС, Китай, Вьетнам, Монголия и Шри-Ланка. В страны ЕС прилетевших из России, правда, пока не пускают. Список стран, въезд из которых в Европу разрешен, пересматривается раз в две недели. | | | 15 июля РИА «Новости» и турецкое агентство Anadolu сообщили, что Россия и Турция ведут переговоры о возобновлении авиасообщения, эту тему на телефонных переговорах обсуждали Владимир Путин и Реджеп Эрдоган. | | | Признаком подготовки возобновления полетов стала и отмена 14-дневной изоляции для прибывающих в Россию — она коснется только прибывающих в Россию регулярными рейсами с теми странами, с которыми будет возобновлено авиасообщение, говорится в сообщении Роспотребнадзора. Для людей, прибывающих вывозными рейсами (а это сейчас единственный способ попасть в Россию по воздуху), обязательная изоляция на 14 дней сохраняется. | | | Одной из самых важных новостей для россиян станет открытие границ с Белоруссией — попав в Минск, оттуда можно улететь куда угодно. 14 июля белорусский премьер Роман Головченко после встречи с Михаилом Мишустиным заявил, что Россия готова возобновить транспортное сообщение между странами «в ближайшие дни», но точной даты не назвал. Но обходные пути для желающих попасть за границу через Белоруссию есть и сейчас. Из России можно легально выехать на лечение. Туроператоры предлагают забронировать номер в белорусском санатории с медицинской лицензией и, доехав до Минска, улететь, например, в Хургаду. | | | | Возобновление авиасообщения с отдельными странами (прежде всего с Белоруссией) упростит россиянам путешествия за рубеж, но решит далеко не все проблемы. Например, в страны ЕС из России попасть сейчас нельзя — и это не изменится до тех пор, пока нашу страну не включат в «белые списки». Но запрет касается именно прилетающих из России, а не российских граждан. Это значит, что в Европу можно попасть, например, через Великобританию, куда россиянин может попасть с туристической визой хоть сегодня — были бы рейсы. По туристической визе гражданин России также может въехать в США. The Bell составил подробную инструкцию о том, как и куда вы можете улететь и въехать прямо сейчас. При этом мы призываем помнить: COVID-19 не исчез, а во многих странах, в частности в США, число новых заражений вновь растет пугающими темпами. | | Летайте самолетами «Победы» Международное авиасообщение рано или поздно восстановится, а границы откроются. Но летать мы будем уже по-другому. Российский авиарынок после пандемии ждут коренные изменения, и главным их двигателем будет «Аэрофлот», который решил использовать нынешний кризис для того, чтобы зацементировать свое доминирующее положение и убрать с рынка конкурентов. Во вторник гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на встрече c премьером Михаилом Мишустиным представил новую стратегию развития до 2028 года, которую можно смело назвать революционной. | | | Савельев предложил передать все среднемагистральные (а значит, самые массовые) направления «Аэрофлота» дочернему лоукостеру «Победа». После реформы флот каждой из авиакомпаний будет составлять по 170 самолетов (сейчас у «Аэрофлота» — 246, у «Победы» — 30). К 2028 году «Аэрофлот» должен перевозить 35–40 млн пассажиров, «Победа» — 55–65 млн. Это сделает «Победу» крупнейшим российским авиаперевозчиком. | | | Третья большая авиакомпания группы, «Россия», должна сосредоточиться на социальных перевозках (в частности, с «плоскими тарифами» — как сейчас на Дальний Восток) и переориентироваться на отечественную технику. Оба этих фактора сделают «Россию» планово убыточной, а «Аэрофлоту» помогут улучшить показатели, проседающие в том числе из-за ненадежности Sukhoi Superjet. | | | За счет перевода большинства направлений на «Победу» Савельев обещает снизить цены на билеты в экономклассе на 30%. | | | В середине 2010-х, после банкротства «Трансаэро» и запуска «Победы», доля рынка «Аэрофлота» и его дочерних компаний быстро росла. С 2014 по 2017 год она увеличилась с 37% до 48%, но с тех пор расти перестала — в 2019 году она составила 47,3%. К 2028 году, если исходить из новой стратегии «Аэрофлота» и прогнозов восстановления рынка, Савельев рассчитывает довести ее до 75%. | | | Реализация новой стратегии начнется уже в ближайшее время: по данным «Ведомостей», уже в 2021 году «Аэрофлот» начнет передачу «Победе» 50 своих самолетов Boeing 737-800. | | | | Проще говоря, «Аэрофлот» рассчитывает отобрать у конкурентов половину оставшейся у них доли рынка за счет жесткой ценовой войны. Несмотря на понесенные в кризис убытки, «Аэрофлот» сможет себе это позволить: он будет главным получателем многомиллиардной господдержки. На встрече с Савельевым Михаил Мишустин сказал, что правительство уже одобрило компании пятилетние госгарантии по кредитам на 70 млрд рублей. В июне Reuters также сообщал о планах правительства влить в «Аэрофлот» 80 млрд рублей через допэмиссию, которую выкупят Росимущество, ВТБ и РФПИ. Какова судьба этой идеи и являются ли выданные правительством госгарантии его заменой или дополнением, пока не известно. Для других российских авиакомпаний это — очень плохие новости. Им будет трудно выжить и без ценовой войны: даже докризисный 2019 год авиаперевозчики закончили с общим операционным убытком 40 млрд рублей, а от 2020 года ожидают 350 млрд рублей убытков. Получать доходы авиакомпании, по самым оптимистичным оценкам, начнут не ранее весенне-летнего сезона 2021-го, цитирует авторитетный отраслевой журнал «Авиатранспортное обозрение» недавнее заседание авиационной подкомиссии РСПП. Но на чистую прибыль по итогам 2021 года никто не рассчитывает — а ведь авиакомпаниям придется отдавать отсроченные в этом году долги по кредитам и налогам. Все это означает, что во второй половине 2020-го — 2021 году мы почти неизбежно увидим остановку и банкротство части крупных авиакомпаний. В мае рейтинговое агентство НРА отнесло к группе высокого риска авиакомпании с высокой долговой нагрузкой («Ютэйр») и чартерных перевозчиков (iFly, Royal Flight, Azur air и Nordwind). Крупнейший перевозчик в следующей группе «умеренного риска» — «Уральские авиалинии». | | Что мне с этого? В краткосрочной перспективе пассажиры получат более дешевые билеты (впрочем, с сервисом «Победы» вместо сервиса «Аэрофлота»). В среднесрочной — супермонополиста на рынке авиаперевозок, который получит неограниченную возможность устанавливать свои правила. | | ДЕЛО ИВАНА САФРОНОВА | | Гражданин Чехии, апелляция и ноль информации Мосгорсуд на этой неделе оставил в СИЗО журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, который обвиняется в госизмене. Заседание, как и в прошлый раз, проходило в закрытом режиме. Не помогли ни многочисленные видео журналистов, культурных деятелей и политиков в поддержку Сафронова, ни представленные в суд поручительства главных редакторов и медиаменеджеров. Информации о сути обвинений, предъявленных Сафронову, так и не появилось. По первоначальной версии следствия, в 2012 году спецкора «Коммерсанта» завербовал сотрудник спецслужб Чехии, а в 2017 году Сафронов передал чешскому разведчику некие секретные данные о российской оборонной промышленности. Издание «Проект» обнаружило в соцсетях Сафронова только одного гражданина Чехии, знакомства с которым Иван не скрывал. Это глава НКО «Центр анализа и предотвращения угроз» (Centrum pro bezpečnostní analýzy a prevenci, CBAP) Мартин Лариш. Версию подхватили государственные СМИ — то, что Лариш собирает информацию об оборонке и космических технологиях, говорилось в сюжете телеканала «Россия 1», а накануне ТАСС со ссылкой на источник в разведывательном сообществе заявило, что Лариш — кадровый сотрудник чешских спецслужб. Сам Лариш в письме Русской службе Би-би-си заявил, что к разведке отношения не имеет, с Сафроновым дружил, но никаких секретов тот ему не выдавал: «Я сам как эксперт в Чехии доступа к никаким секретным материалам не имею и никакое государственное ведомство мне их попросту не выдаст. Это полный абсурд»,— заявил он. Один из адвокатов Сафронова Иван Павлов рассказал, что имя Лариша не фигурирует в материалах дела, которые видели адвокаты. Массовые акции в поддержку Сафронова продолжают пресекать — 13 июля около СИЗО «Лефортово» полиция пачками задерживала журналистов в футболках с принтами про Ивана Сафронова, точно так же, как ранее участников одиночных пикетов с плакатами в поддержку журналиста. По мотивам дела Сафронова политик Алексей Навальный и журналисты во главе с Иваном Голуновым в соцсетях всю неделю спорят о том, кто из них лучше делает свою работу, но это только уводит дискуссию в сторону от более важной проблемы — закрытость процесса не позволяет рассчитывать на беспристрастное рассмотрение дела. При всех проблемах российского правосудия «шпионские» статьи — отдельная тема. Чаще всего в таких делах фигурируют силовики — но они составляют всего половину осужденных. Но сроки за госизмену, шпионаж и разглашение гостайны получают и ученые, и любители «танчиков» с военных интернет-форумов, и просто случайные люди. При этом кто из осужденных и в самом деле сознательно сотрудничал с зарубежными разведками, с уверенностью сказать невозможно почти никогда. Подробно о том, как в России судят за госизмену, мы рассказываем здесь. | | ПАРТНЕРЫ THE BELL | | Облачная перспектива Чтобы быть успешным, бизнес сейчас должен быстро проверять гипотезы и отбрасывать нежизнеспособные решения — иначе можно не угнаться за потребностями клиентов. Для этого нужны скорость, гибкость и умение экономить — аренда вместо покупки, специалисты на аутсорсе вместо дорогостоящих сотрудников в штате. Помочь бизнесу могут облачные технологии — это та же sharing economy. Аренда вместо покупки дорогостоящего оборудования, параметры которого нужно рассчитать на годы вперед, защита данных пользователей, бесперебойная работа — вместе с руководителем направления облачных продуктов «МегаФона» Алексеем Извековым рассказываем, как облачные продукты меняют жизнь и бизнес. | | ИСТОРИИ | | «Весь хайп бедным» Рано или поздно это должно было случиться: курьеры Delivery Club объединились в профсоюз, провели митинг и объявили забастовку. Причиной стала невыплата зарплат на 9 млн рублей, а ее виновником — логистический подрядчик Delivery Club, в котором оформлены курьеры. В акции приняли участие всего несколько десятков человек, но сама перспектива забастовки испугала сервисы доставки еды. Не зря: движение курьеров за справедливые условия труда возглавили профессиональный левый активист и курьер со знакомствами среди бывших «Наших». The Bell выяснил, как появилось движение курьеров, кто его возглавил и зачем. | | ЭКСКЛЮЗИВ | | Маневр не для всех Крупнейшие IT-компании не попадут под снижение налогов, обещанное Владимиром Путиным, выяснила на этой неделе автор технорассылки и Telegram-канала The Bell Tech Валерия Позычанюк. | | | До сих пор налоговые маневры в России проводились разве что в стратегической нефтяной отрасли. Но незадолго до голосования по поправкам в Конституцию Владимир Путин объявил, что маневр ждет и IT-сектор. Главная его задача — сделать так, чтобы IT-компании снизили «мобильность» и перестали уезжать за рубеж. Маневр предусматривает, что ставку страховых взносов для компаний IT-сферы снизят с 14% до 7,6%, а налог на прибыль — с 20% до 3%. | | | | Но претендовать на эти льготы смогут далеко не все. Чтобы пользоваться ими, бизнес должен соответствовать трем условиям: | | | получить аккредитацию в Минкомсвязи как IT-компания, | | | зарабатывать не меньше 90% выручки на продаже софта, | | | иметь в штате не меньше семи человек. | | | | На тех, кто зарабатывает на рекламе или продаже товаров в интернете, маневр распространяться не будет. Это значит, что под налоговый маневр не попадут крупнейшие компании IT-сектора, включая «Яндекс», Mail.Ru, которые большую часть выручки зарабатывают не на продаже ПО, а на рекламе, ритейлеры вроде Ozon, которые зарабатывают на продаже товаров в интернете, и многие другие сервисы. Хоть и без крупнейших IT-компаний налоговый маневр станет еще одним тестом на доверие бизнеса и государства в масштабах целой отрасли. Фанат IT Михаил Мишустин обещает поддерживать ее и во многих других вопросах, при условии, что эта поддержка будет использоваться по назначению. Получится ли построить образцовый инвестклимат в отдельно взятой отрасли — узнаем со временем. | |
| | |
| The Bell © 2020, Все права защищены.
| | | | |
Комментариев нет:
Отправить комментарий